Новости ритейла

Рынок касс самообслуживания вырастет на 44% к 2021 году

Рынок касс самообслуживания вырастет на 44% к 2021 году фото

Число установленных касс самообслуживания увеличится на 44% к 2021 году. Такой прогноз опубликовала в июне 2016 года британская аналитическая компания RBR на основе проведенного ею исследования. По данным компании число автоматических касс в мире достигнет 325 тысяч штук. Активное распространение касс самообслуживания (КСО) аналитики компании объясняют растущей популярностью этой технологии во множестве стран.

Большинство поставок касс самообслуживания по-прежнему приходится на устоявшиеся рынки

Согласно отчету Global EPOS & SelfCheckout 2016 продажи касс самообслуживания в 2015 году выросли на 5%. Наибольший рост наблюдался в США, Японии и Австралии. Самое большое количество автоматических касс закупила Америка, поскольку это один из старейших рынков, и там сейчас идет активная замена оборудования первых поколений. В сочетании с продолжающимся ростом новых внедрений это привело к увеличению продаж в 2015 году на 26%.

На японском рынке SCO в 2015 году продолжился стабильный подъём. Большинство устройств были закуплены и установлены супермаркетами. Неиспользованный потенциал рынка аналитики связывают с магазинами шаговой доступности. Но рост в этом секторе сдерживается малыми торговыми площадями этих магазинов и нежеланием франчайзи вкладывать собственные средства в дорогостоящую автоматизацию. Однако с появлением в ближайшее время более компактных и дешёвых касс самообслуживания ситуация в этом секторе может измениться.

Несмотря на то, что австралийские ритейлеры используют автоматические кассы более десяти лет, крупнейшие сети супермаркетов в стране Coles и Woolworths продолжают закупать большое количество устройств Self-Checkout для оснащения новых магазинов и для модернизации старых.

Внедрение касс самообслуживания в России ускорится

Согласно исследованию RBR в 2015 году российский рынок показал значительный рост инвестиций в автоматизацию ритейла. Несмотря на экономические проблемы продажи касс самообслуживания в РФ почти удвоились по сравнению с предыдущим годом. Аналитики ожидают, что эффект от внедрения технологии автоматических расчётов в двух крупнейших розничных сетях X5 Retail и Магнит убедит и других ритейлеров в необходимости подобных инноваций, и в ближайшие несколько лет рынок будет расти ускоренными темпами.

О значительном экономическом эффекте от внедрения систем самообслуживания уже заявили сети «Перекресток» (X5 Retail) и «Виктория» (ДИКСИ). По собственным данным компаний, примерно 25% покупательского трафика в их магазинах обрабатывают автоматические устройства Self-Checkout. Опыт российской сети «Ашан» также дал положительный результат: 97% покупателей удовлетворены системой автоматических расчётов в магазинах «Наша Радуга».

Европейский рынок показал неоднозначные результаты. Поставки устройств французским ритейлерам выросли на 30%, поскольку крупнейшие сети гипермаркетов в стране либо внедряют кассы самообслуживания, либо запускают пилотные проекты для оценки эффективности. Активность на британском рынке, всегда считавшимся вторым по объёму поле США, снизилась на 20%, хотя английские торговые сети продолжают неспешно внедрять технологию Self-Checkout. В частности, дискаунтер Lidl недавно начал оснащать свои магазины кассами самообслуживания.

Продажи автоматических касс по регионам в 2015 году (тысячи штук)

Диаграмма продаж касс самообслуживания
Популярность касс самообслуживания растёт

95% всех устройств Self-Checkout в 2015 году были проданы в Западной Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако технология быстро завоевывает популярность и в других странах. Пилотные проекты по внедрению автоматических касс запускают крупные розничные сети Чили, Украины и Саудовской Аравии. Отношение числа устройств Self-Checkout к количеству традиционных касс с POS-терминалами и кассиром остается низким в Бразилии, Китае и Германии, что указывает на хороший потенциал роста в этих странах.

Широкое распространение технологии Self-Checkout в российских торговых сетях пока сдерживается дороговизной импортного оборудования и необходимостью локализации зарубежных решений. Импортная касса самообслуживания может стоить как пять традиционных касс, а срок ее окупаемости варьируется от года до полутора лет. Однако производство отечественных устройств Self-Checkout может в корне изменить ситуацию. Российские модели существенно дешевле зарубежных аналогов, они не требуют русификации интерфейсов и адаптации для расчётов наличными рублями.

Российские производители касс самообслуживания пока немногочисленны и предлагают более дешёвые решения. Хотя для некоторых ритейлеров сейчас важна не стартовая цена решения, а срок возврата вложений. Торговым сетям, которые пришли на рынок всерьёз и надолго, кассы самообслуживания будут значительно экономить ресурсы.